• RSS
  • Add To My MSN
  • Add To Windows Live
  • Add To My Yahoo
  • Add To Google

Statistics

  • Entries (551)
  • Comments (0)

Отдание праздника (литургика) 

Posted by editor Thursday, May 18, 2017 7:39:00 AM
Rate this Content 2 Votes

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2014/05/346.jpg

Отда́ние пра́здника, также апо́досис (греч. απόδοσης — отдача, возвращение; греч. τέλος του Πάσχα — отдание Пасхи; англ. leave-taking), в православном богослужении — последний день попразднства многодневного, как правило, великого праздника.

Содержание

  • 1 История

  • 2 Сроки отдания некоторых праздников в православной церкви

  • 3 Литургические особенности

История

Понятие отдания праздника встречается в Ветхом Завете:

в [течение] семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте.

(Лев. 23:36)

В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…

(Чис. 29:35–39)

В христианстве традиция отдания праздников переосмысливается как повторное воспоминание о событии праздника по истечении некоторого времени. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день (в настоящее время весь восьмидневный период, начиная с дня самого праздника, называется в неправославных христианских церквях октавой). При императоре Константине I были устроены восьмидневные празднования при освящении базилик в Иерусалиме и Тире. Это дало прецедент подобного отмечания и других ежегодных литургических праздников, и первыми из них стали в IV веке Пасха, Пятидесятница и, на Востоке, — Богоявление; позже к ним присоединили Рождество Христово. С VII века ко дню отдания праздников начинают приурочивать праздники святых, старейшие примеры здесь — день святых Петра и Павла, святого Лаврентия и святой Агнессы.

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого — апо́досис — переводится с греческого языка как «возвращение»?

Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета — в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…» (Чис. 29:35-39).

Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества "ушедшему" великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков — 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.

Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке — еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих — в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.

В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь — живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.

Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, то есть празднование Ветхого и Нового Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню — это, скорее, особое состояние.

Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника — это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно — и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21).

В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном святым царем и пророком Давидом, «духе сокрушенном»?

И вообще — знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.

Конечно, сейчас уже не апостольские времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это — прежде всего…

Виктория Матвеева

Сроки отдания некоторых праздников в православной церкви

Праздник

Дата праздника

Отдание

Дней
предпразднства

Дней
попразднства

Рождество Богородицы

8 (21) сентября

12 (25) сентября

1

4

Воздвижение Креста Господня

14 (27) сентября

21 сентября (4 октября)

1

7

Введение во храм Пресвятой Богородицы

21 ноября (4 декабря)

25 ноября (8 декабря)

1

4

Рождество Христово

25 декабря (7 января)

31 декабря (13 января)

5

6

Крещение Господне (Богоявление)

6 (19) января

14 (27) января

4

8

Сретение Господне

2 (15) февраля

2 (15) февраля...9 (22) февраля

1

0...7

Вход Господень в Иерусалим

воскресенье перед Пасхой

нет

нет

нет

Благовещение Пресвятой Богородицы

25 марта (7 апреля)

26 марта (8 апреля)

1

1

Пасха

воскресенье, определяется по Пасхалии

среда, 6-я седмица по Пасхе

не определены

38

Преполовение Пятидесятницы

среда, 4-я седмица по Пасхе

среда, 5-я седмица по Пасхе

нет

7

Вознесение Господне

четверг, 6-я седмица по Пасхе, 40-й день

пятница, 7-я седмица по Пасхе

1

8

День Святой Троицы

воскресенье, 7-я седмица по Пасхе

суббота, 1-я седмица по Пятидесятнице

нет

6

Преображение Господне

6 (19) августа

13 (26) августа

1

7

Успение Пресвятой Богородицы

15 (28) августа

23 августа (5 сентября)

1

8

Усекновения главы Иоанна Предтечи

29 августа (11 сентября)

30 августа (12 сентября)

нет

1

Следует отметить, что периодом попразднства обладает Неделя Антипасхи (Фомино воскресенье). С понедельника по субботу второй седмицы по Пасхе вспоминается уверение апостола Фомы. В эти дни тропарь, кондак, прокимен и причастен — Антипасхи и святого апостола Фомы.

Остальные праздники не имеют отдания (а также предпразднства и попразднства).

Литургические особенности

Отдание праздника отмечается торжественным богослужением, во время которого исполняются многие молитвы и песнопения, которые поются в самый праздник. В дни отдания двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, на литургии читается один Апостол и одно Евангелие дня.