"…Согласно Лосеву, символ есть «субстанциальное тождество идеи и вещи, сущности и явления», а также он есть «тождество, взаимопронизанность означаемой вещи и означающей ее идейной образности». Итак, вот и другая шкала: на одной ее стороне вещь, реальность, на другой, – как пишет А. Ф. Лосев, – «идейная образность», символ же – их диалектическое единство, нередуцируемое целиком к их простой сумме. Это единство может выступать в различной форме, обусловленной живым соотношением ее моментов: «…один символизм есть тождество идеи и вещи в идее; другой символизм есть тождество идеи и вещи в вещах. Каждому типу соответствует своя диалектика, и каждый дает в своем последовательном развитии совершенно определенную символическую систему»."... /Semyon V. Vatman "Concept of symbol in philosophy of culture by Andrey Belyy"

"... Символы <православной культуры> имеют глубокий смысл и подоплеку. Так, еще отец Павел Флоренский отмечал, что символы можно рассматривать на трех уровнях, понимается в системе трех «языков»:
- на первом уровне в языке «божественном» символ представляет собой как бы еще «бытие в себе», он предельно онтологичен, он слит с тем, что он знаменует собой;
- на втором уровне в языке «священном» символ «обнаруживает» себя во вне, происходит первое «оплотянение» (от слова «плоть») символа, выведение его из области чистого онтологизма, перевод с языка божественного на язык священный, точнее, откровение божественного языка в языке священном;
- на третьем уровне в языке «мiрском» символ приобретает вещественное значение, разрушается его онтологичность, то есть его связь в сознании людей с миром запредельным, и он уже не помогает созерцанию мира духовного, а как бы зашифровывает его; и поскольку утрачено живое опытно-духовное восприятие символа на высших уровнях, приходится пробиваться к ним через анализ символики третьего уровня. " ... /: Жуковская Д. "Символика света и цвета в русской иконописи"

Во всей своей полноте, для «осуществления Божественного замысла спасения человечества в истории (икономии), символ «священного языка» явлен в Церкви, которая "строится на Теле Господа Иисуса Христа, из Самого Его Тела." /протоиерей Олег Давыденков "Догматическое богословие"/ : в символике православного храма и церковнославянском языке, так как, только "будучи соотнесены со Христом, наполнены Христом, слово, символ, знак исполняются и становятся таинством. /Протопресвитер Александр Шмеман "Таинство и символ"./

<…> «С событиями Домостроительства Божия о спасении рода человеческого в значительной степени связано и значение, и назначение богослужебной символики Православной Церкви: символики храма, его архитектуры, убранства, живописи, богослужебных предметов, облачений, являющихся не чем иным, как проповедью в образах и красках, отражением прежде всего того, что совершается в таинстве Божественной литургии — ее молитвах, песнопениях, возгласах, ритуальных действиях.

Православная символика не просто иллюстрирует Божественную литургию, она призвана раскрывать (являть) духовные истины, содержащиеся в Евангелии и учении Церкви, сообщать догматическое ведение Церкви о мире небесном и земном, о Боге — Его отношении к мiру и человеку. Иными словами, в земных, вещественных знаках и образах церковная символика являет догматическую картину мира, содержащуюся в православном вероучении.

Православная Церковь с древнейших времен хранила богооткровенное знание как, в каком виде и в каких формах следует изображать небесное и Божественное, чтобы богооткровенное знание, соответствуя всей глубине догматов Православной Церкви, давало верное представление об истине.

Откровение Божие явило эту истину Церкви Христовой в учении святых апостолов, семи Вселенских Соборов и святоотеческих наставлениях.»

И это - основополагающий догмат православной литургики и жизни. Поэтому человеческое воображение не должно прибегать в Церкви к произвольному символотворчеству. ... / НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ В СИМВОЛИКЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА
(НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ т.4)